Статья Председателя Правления Масловой Н.П. в "Вестник Национального объединения проектировщиков" № 8 за сентябрь в рубрике "Не терпит отлагательства" 01.10.2012 02:12
Пора подключать «тяжелую артиллерию»
Саморегулируемая организация «Гильдия проектировщиков» объединяет в своем составе более 160 членов, 87% из которых занимаются проектированием сетей газораспределения и газопотребления. Принимая во внимание особую значимость качества таких проектов для обеспечения безопасности и надежности газоснабжения страны, партнерство строит свою работу не только на проверках качества, но и принципах максимальной помощи проектировщикам. К специалистам партнерства можно обратиться с любым техническим вопросом и за поддержкой при защите проектных решений в органах экспертизы и при согласовании проектов.
В этом году особенно частыми стали обращения членов партнерства «Гильдия проектировщиков» в экспертный совет СРО по вопросам противоречивых толкований требований нормативных документов. Чуть ли не каждый проект стал полем битвы мнений проектной, газоснабжающей организаций, органов, осуществляющих разрешительные и согласовательные функции и, конечно же, органов экспертизы.
В настоящее время в отечественной системе технического регулирования существуют перечни нормативных документов обязательного и добровольного применения. Действуют технические регламенты, а также их доказательная база; своды правил (СНиП), национальные стандарты, стандарты организаций, а также «Правила безопасности», утвержденные РОСТЕХНАДЗОРОМ нормирующие одни и те же вопросы. При этом требования этих документов противоречат друг другу; не согласуются между собой даже приводимые в них термины и определения. Кроме «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (384-ФЗ) по вопросам газоснабжения Постановлением Правительства от 29.10.2010 года №870 введен в действие еще один Технический регламент «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», который, к сожалению, противоречит требованиям Градостроительного Кодекса и 384-ФЗ, и 116-ФЗ, и 99-ФЗ, и еще ряду федеральных законов, что еще более усложняет ситуацию с применением нормативов.
Наряду с СП62.13330.2011 «Газораспределительные системы» в настоящее время разработаны аналогичные по составу требований национальные стандарты (целая группа с общим названием «Системы газораспределительные»), что увеличивает количество нормативов с неоднозначным трактованием и создает проблемы при проектировании, строительстве, прохождении экспертизы, проведении стройнадзора. К сожалению, разработчики этого комплекса стандартов «Газпром Промгаз» не уведомили НОП и не поинтересовались мнением профессионального сообщества о необходимости этих документов, качество же самих стандартов также оставляет желать лучшего.
Еще одна проблема в том, что Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года №1047-р в «Перечень» документов, применяемых на обязательной основе, включен старый СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», требования которого и являются обязательными для исполнения в настоящее время. А прогрессивные решения актуализированного СНиП (СП62.13330.2011), утвержденного и введенного в действие 20 мая 2011 года, до сих пор не могут быть реализованы в проектах из-за противоречий требованиям старого СНиП. К тому же до сих пор не приняты изменения и дополнения к редакции самого СП62.13330.2011, гармонизирующие его с европейскими стандартами и устраняющие неправомерные технические и стилистические неточности.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2011 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Минрегиону России следовало не позднее 1 июля 2012 года завершить актуализацию строительных норм и правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года №1047-р.
Необходимо также подготовить новый перечень с включением в него уже актуализированных документов, но, безусловно, с учетом изменений и дополнений этих новых редакций. К сожалению Минрегион бездействует или не информирует профессиональное сообщество о своей работе.
Переданная еще в мае 2012 года редакция изменений и дополнений СП62.13330.2011 «Газораспределительные системы», прошедшая публичные обсуждения и рассмотрение экспертной комиссией Рабочей группы РГ 5.3 «Газоснабжение и газораспределение» Технического комитета ТК-465 «Строительство» до сих пор лежит в Минрегионе без движения.
СРО НП «Гильдия проектировщиков» неоднократно проводила семинары, круглые столы по вопросам действующих нормативных документов вместе с другими заинтересованными организациями, включая строительные и эксплуатационные. Решения данных мероприятий передавались и в Минрегион и в ТК-465, но действенных результатов не было.
Считаю, что необходимо подключать «тяжелую артиллерию». Президентам Национальных объединений СРО необходимо «бить в колокола» и содействовать неотложному утверждению и введению в действие самих актуализированных документов, замечаний и предложений к ним и подготовке соответствующего «Перечня», утверждаемого Распоряжением Правительства Российской Федерации.
Очень надеемся, что обновленный состав Аппарата НОП сумеет сдвинуть с мертвой точки очень важные и нужные проектировщикам России вопросы нормативной базы в том числе и в области проектирования и строительства газораспределительных систем.