Письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы России Артемьеву И.Ю.
Ответ из Федеральной антимонопольной службы России
Сообщение с официального сайта в сети Интернет УФАС по Московской области (от 23.07.2014) "ГУП МО «Мособлгаз» выдано предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства":
Основанием для выдачи предупреждения явился необоснованный отказ ГУП МО «Мособлгаз» от заключения с жителем Московской области договора об осуществлении технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Открытое письмо
по вопросу отмены отдельных пунктов Правилподключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2013г. № 1314
в адрес Председателя Правительства РФ
копия: в Верховный Суд РФ
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
С 01 марта 2014 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013г. № 1314, которым утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Правила).
В связи с вступлением в действие указанных Правил по подключению (технологическому присоединению), газораспределительные организации (далее-ГРО) фактически полностью монополизировали свою деятельность в области проектирования и строительства сетей газораспределения.
Так, в п. 2 гл. I Правил говорится о том, что «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения – совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения», т.е. включает в себя проектирование и строительство сетей, при этом единственным исполнителем определяется ГРО («исполнитель» – газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства).
При этом пункт 88 гл. VI Правил поясняет, что «Мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляется заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляется исполнителем».
В п. 82 Правил указано, что подготовка и направление заявителю проекта договора о подключении осуществляется исполнителем.
В п. 83 гл. VI Правил говорится о том, что одним из существенных условий Договора о подключении является стоимость разработки проекта газоснабжения и проведение его экспертизы.
Данный пункт однозначно свидетельствуют о том, что исполнитель самостоятельно определяет стоимость проектных работ, так как типовые проекты на системы газоснабжения в общем случае отсутствуют, а это значит, что исполнитель намерен выполнить все работы самостоятельно.
Пункт 97 (а) «Правил» указывает, что мероприятия по подключению уже предусмотренные договором о подключении, включают в себя, в том числе, разработку «исполнителем» проектной документации, а пункт 98 (а) – осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения, то есть и строительства тоже.
Все эти обстоятельства ущемляют права иных проектных и строительных организаций, в чьей компетенции на основании выданных СРО свидетельств о допуске находится выполнение видов работ по подготовке проектов и строительства внутренних и наружных сетей газоснабжения, также нарушается право выбора заказчиком организации – исполнителя работ.
Указанные выше положения Правил свидетельствуют о нарушении п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", основной целью которого является обеспечение единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Закон "О защите конкуренции" прямо указывает на запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного закона, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 закона, предусматривается запрет на создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Часть 1 статьи 15 Закон "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, иным указанным в этой правовой норме органам и организациям принимать акты и осуществлять действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, согласно п. 2 ч. 1 данной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» разъясняет стандарты раскрытия информации в п. 1, ст. 8.1 стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:
– доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет»;
– прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);
– открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
– публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
– неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам).
– публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ.
Все эти нормы прямо указывают на равность участия субъектов малого и среднего бизнеса на рынке услуг.
Однако в оспариваемых Правилах и в информации, предоставляемой ГРО, не указывается возможность участия всех организаций, имеющих оформленный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ допуск к работам по проектированию и строительству газораспределительных систем, в фактическом выполнении этих работ, хотя бы на условиях подряда.
В п. 85 гл. VI оспариваемых Правил указывается срок осуществления ГРО мероприятий по подключению, от 1 года до 4 лет. Этот срок, особенно для отдельно стоящих жилых домов, является необоснованно долгим и будет ущемлять права потребителя, по выбору подрядчика способного выполнять работы в более короткие сроки.
С целью развития экономики России Распоряжением Правительства РФ от 13 августа 2013 г. N 1414-р была утверждена новая редакция Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Задачами программы, в том числе, указываются:
- создание благоприятной конкурентной среды;
- повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего бизнеса;
- устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.
Подпрограммой № 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» предусматривается, в том числе, обеспечение доступа к государственному заказу (работам, услугам), размещаемому государственными корпорациями и монополиями, субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оспариваемые Правила противоречат этому распоряжению и дают возможность ГРО делать заявления о том, что весь комплекс работ по газификации поселений будет выполняться их собственными силами или с привлечением узкого круга проектных и строительных организаций, которых они допустят к работам.
В настоящее время, пользуясь положениями Правил, ГРО России выделяют из числа имеющих допуск к проектированию и строительству сетей газораспределения нескольких «партнеров», которые на основании бестендерных договоров будут осуществлять функции подрядчика по проектированию и строительству сетей при ГРО.
Также оспариваемые Правила противоречат Гражданскому кодексу РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии, свидетельства о допуске к работам).
При этом в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правительство РФ в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 3 ГК РФ наделено правом, принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение данного кодекса и иных законов, указов Президента РФ; однако такие постановления не могут противоречить этому кодексу или иному федеральному закону.
Статья 421 ГК РФ гласит о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Оспариваемые Правила указывают на то, что организация, не являющаяся ГРО, не сможет производить работы, связанные с проектированием и строительством сетей газоснабжения вне территории земельного участка, принадлежащего заявителю. Что естественно побудит потенциальных заказчиков обращаться только в ГРО, т.к. ни один заказчик не захочет дробить проектирование и строительство на две части (до владения и по владению).
Оспариваемые Правила противоречат и Градостроительному кодексу, который раскрывает основные принципы законодательства о градостроительной деятельности.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно ст. 48 п. 5 ГрК РФ, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора, физическое или юридическое лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам, выданное СРО.
Ст.48 п. 6 застройщик обязан передать проектной организации, в том числе технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно п. 7 ст. 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям, срок действия технических условий, а так же информацию о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Технические условия являются исходными данными для подготовки проектной документации (ст. 48 п.11). Пункты 37, 38 гл. II, а так же 86, 87 гл. VI (Правил) указывают иной порядок и сроки выдачи технических условий.
«Правила» противоречат требованиям Градостроительного кодекса, поскольку допускают заключение договора о подключении до выдачи технических условий (п. 4 гл. I). При этом заявителя настоятельно убеждают в том, что, безусловно «полезнее» для него будет отдать работы по газификации в полном объеме, в том числе и в пределах границ его земельного участка, ГРО.
Обратившемуся за техническими условиями заказчику в настоящее время выдают технические условия без указания точки подключения с припиской, что технические условия не являются основанием для разработки проектно-сметной документации (технические условия прилагаются). Таким образом, заказчик не может выполнить проектные и строительно-монтажные работы даже в границах своего земельного участка, силами другой организации.
Отдельные ГРО с 1 марта 2014 года вообще прекратили выдачу технических условий на основании отсутствия стандартизированных тарифных ставок.
Необходимо отметить также, что основной задачей ГРО является обеспечение безопасного, надежного и бесперебойного газоснабжения, т.е. эксплуатация газораспределительных систем. Для чего в свое время и были созданы эти предприятия. В Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектах» в требованиях к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, не относятся проектирование, строительство, продажа оборудования и материалов (ст. 9 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектах»).
Действующие Правила дают возможность ГРО устанавливать монополию в данной сфере услуг и вынуждать клиента заключать договора на технологическое присоединение, а следовательно на проектирование и строительство, только с ними. По сути, ГРО навязывает клиенту услуги по проектным и строительно-монтажным работам. Из чего следует, что клиент лишен права выбора подрядчика.
В связи со сложившейся ситуацией, многие проектные и строительные организации, имеющие свидетельства о допуске не имеют возможности осуществлять свою деятельность и остаются без работы. Поэтому эта проблема имеет очень важное социальное значение.
На основании вышеизложенного просим Васотменить пункты 2, 4 гл. I , пункты 37, 38 гл. II, пункты 82, 83, 86, 87, 88, 97, 98 гл. VI «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013г. № 1314 («Собрание законодательства Российской Федерации», № 2, ст. 137), как противоречащие Градостроительному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону №135 «О защите конкуренции», Федеральному закону №116 «О промышленной безопасности опасных промышленных объектах».
Заявитель (истец): СРО НП "Гильдия проектировщиков", НП "МОС (СРО)", НП "ПСК" СРО, НП СОПО, НП СРО "Объединение смоленских проектировщиков", НП СРОП "Западная Сибирь", НП Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал", СРО НП ГАПП,, СРО НП "ПО ЛО", СРО НП СПАС. Ответчик: Правительство РФ.
По иску: об оспаривании п. 2, 4 гл. 1, п. 37, 38 гл. 2, п. 82, 83, 86, 87, 88, 97, 98 гл. 6 "Правил", утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 1314