Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране. С основными докладами выступили глава Удмуртской Республики Александр Бречалов и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, а также Министр экономического развития Максим Орешкин и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Участники заседания рассмотрели необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас первое заседание Госсовета после выборов Президента Российской Федерации.
Вы знаете, насколько масштабны задачи стоят перед страной. Они требуют максимально эффективно включиться в их решение, причём включиться всех: и гражданское общество, и бизнес, и органы власти должны вместе работать. И конечно же, требуются усилия всех субъектов Российской Федерации.
Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны.
Тема нашего заседания – развитие конкуренции в стране. Хочу сразу сказать, это одно из ключевых направлений нашей работы. Без решения задач в этой сфере ничего мы с вами не сделаем, ни одна из задач достигнута быть не может.
Ещё раз подчеркну, что фундаментальная значимость конкуренции определена Конституцией России. И это направление одно из магистральных, как я уже сказал, для достижения целей, о которых было сказано в Послании.
Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни.
Начну с правового регулирования в этой области. В целом оно соответствует мировым стандартам. За последние годы приняты четыре пакета антимонопольных законов. Главное – обеспечить их надлежащую правоприменительную практику.
Пока, к сожалению, в сфере конкуренции немало случаев прямого игнорирования законов, особенно со стороны местных властей.
Считаю важнейшей задачей реализацию так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти.
Смотрите, что у нас на практике происходит. В общем количестве нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов власти в 2017 году число общих нарушений – 1,2 процента, а региональными и муниципальными органами власти – 98,8 процента. О чём это говорит: о том, что в стране должного значения этому не придаётся. Мы считаем, что это ерунда какая-то, что ничего страшного, надо порадеть родному человечку, условно говоря, своим фирмешкам – ГУПам, МУПам, я ещё об этом скажу.
На самом деле ущерб для экономики страны колоссальный. Мы его просто не ощущаем, не чувствуем, но он большой.
Сейчас ФАС готовит пятый законодательный пакет, но вместе с законодательством должна меняться и управленческая логика. Считаю важнейшей задачей реализацию так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти.
Однако такие подходы, основанные на поощрении конкуренции, используются крайне редко. Причина в привычном, устоявшемся образе, стиле бюрократического мышления, в отсутствии стремления выстраивать выгодную и региону, и его жителям экономику государственного или муниципального заказа.
Проще, как я уже сказал, работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России.
Необходимо сформировать единый реестр государственного и муниципального имущества с полной информацией о правах на него, обременениях и целевом назначении.
Что особо отмечу: государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки. Как следствие, идёт процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела.
Люди считают, что у них мало шансов пробиться на рынки, плотно занятые госпредприятиями и компаниями с госучастием, что трудно получить государственный или муниципальный заказ в честной, конкурентной борьбе. Ведь у государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности. И доступ к кредитам у них тоже намного проще. Да и технологии разыграть торги в свою пользу есть, их достаточно, и мы знаем, как они работают.
Для справки: в 2017 году возбуждено 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 – о картелях. Это на восемь процентов больше, чем в предыдущем 2016 году, и лидерство здесь уже второй год подряд удерживает сфера строительства, кстати говоря.
Мы уже не раз обсуждали эти проблемы, принимали ряд решений, в частности о расширении доступа малого бизнеса и социально ориентированных НКО к выполнению государственных и муниципальных заказов и услуг. Видимо, этого недостаточно. Хотел бы услышать, как сейчас обстоят дела и какие конкретные меры планируется принять.
Хотел бы обозначить ещё одну важную проблему – тенденции к развитию регионального протекционизма. Мы наблюдаем его даже у тех регионов, которые находятся в передовиках. Это абсолютно недопустимо.
Необходимо также сформировать единый реестр государственного и муниципального имущества с полной информацией о правах на него, обременениях и целевом назначении и, пока идёт эта работа, активизировать выявление неучтённых или неэффективно используемых объектов недвижимости и земельных участков.
Тема тоже далеко не новая, но реальных подвижек здесь, к сожалению, пока не видно. В этой связи предлагаю на одном из Госсоветов подробно обсудить вопросы повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
С 2015 года регионы приступили к реализации стандарта развития конкуренции, утверждённого Правительством Российской Федерации. Для ряда субъектов Федерации это стало реальным стимулом для поддержки конкуренции. Это так и есть, мы это видим. Но в целом по стране системных перемен к лучшему так и не произошло.
В декабре прошлого года вышел Указ, в котором содействие развитию конкуренции определено как приоритетное направление в работе органов власти, а Национальным планом на 2018–2020 годы обозначены конкретные отрасли и ожидаемые показатели развития конкуренции в них.
Все наши шаги по поддержке отраслей, компаний, в том числе в рамках импортозамещения должны поощрять эффективность, выпуск современных конкурентных товаров и услуг.
Полагаю, что такие же предметные ориентиры нужно определить для каждого региона – конечно, сделать это вместе с субъектами Федерации с учётом их особенностей и возможностей. Таким образом, у региональных команд появятся чёткие показатели по формированию конкурентной среды, а также обязательства по развитию частных предприятий на приоритетных для территорий рынках, в том числе новых, цифровых и так далее.
Хотел бы обозначить ещё одну важную проблему – тенденции к развитию так называемого регионального протекционизма. Мотивы таких действий понятны: регионы стремятся создать благоприятные условия для местных производителей, упростить им доступ на рынок.
Между тем, хочу, чтобы вы сейчас все услышали, местный производитель – это значит российский, не какой-то «квасной», это чрезвычайно важно. А мы наблюдаем такой региональный протекционизм даже у тех регионов, которые находятся в передовиках и показывают хорошие результаты развития. Это абсолютно недопустимо. Обращаю ваше внимание на это.
Согласен с тем, что можно и нужно использовать региональные преференции для поддержки бизнеса, а значит, для повышения занятости и доходов жителей, для пополнения бюджета. Однако одно дело, когда льготы равнодоступны всем, и совсем другое, когда создаются намеренно дискриминационные ограничения для предпринимателей из других регионов или вводятся запреты на ввоз товаров.
Это прямо противоречит принципу единства экономического пространства страны. Подобные тепличные условия для своих искажают, коверкают конкурентную среду.
Нужно смотреть на состояние рынков, учитывать перспективы спроса, чтобы эксклюзивные условия для проектов и инвесторов в одних регионах не оказывали негативное воздействие на развитие подобных предприятий в других субъектах.
Добавлю, что, получив искусственные преимущества, такие компании в долгосрочном плане, безусловно, и вы это прекрасно понимаете, будут терять свою эффективность и навязывать, вам же будут навязывать некачественные товары по завышенным ценам или услуги низкого уровня.
Хотел бы в этой связи подчеркнуть две принципиальные вещи.
Первое. Все наши шаги по поддержке отраслей, компаний, в том числе в рамках импортозамещения должны поощрять эффективность, выпуск современных конкурентных товаров и услуг, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем международном рынке.
И второе. Нужно в целом смотреть на состояние рынков, учитывать перспективы спроса, чтобы эксклюзивные условия для проектов и инвесторов в одних регионах не сдерживали, не оказывали негативное воздействие на развитие подобных тоже успешных предприятий в других субъектах Российской Федерации.
Нужна честная, на совесть работа предпринимателей. Нельзя быть временщиками и заботиться только о собственном благополучии. Впереди у нас большие задачи, большие цели.
Здесь нужно искать и находить баланс, обеспечивать именно справедливую, равную конкуренцию. Убеждён, при грамотных управленческих подходах работы хватит всем.
Вновь повторю, для прорывного развития страны критически важно обеспечить экономические свободы, высокий уровень конкуренции. Да, от государства, от всех уровней власти здесь очень многое зависит. Но в формировании делового климата, культуры предпринимательства и практики честной конкуренции, конечно, огромную роль играет и сам бизнес.
Понятно, что прибыль – это для бизнеса главный и основной приоритет. Но это не должно достигаться любой ценой. И вы знаете, почему я говорю об этом сегодня, почему так важна ответственность бизнеса и перед людьми, и перед обществом? Так, нужна честная, на совесть работа предпринимателей. Нельзя быть временщиками и заботиться только о собственном благополучии. Впереди у нас большие задачи, большие цели.
Полагаю, что бизнес-сообщество понимает, насколько важен и его вклад в прорывное развитие страны. И ещё раз хочу обратиться ко всем: времени для раскачек у нас нет!
Стенографический отчёт о заседании Государственного совета - http://www.kremlin.ru/events/state-council/57205
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел и единогласно поддержал законопроект ФАС России, направленный на снижение административных барьеров в строительной отрасли.
Напомним, с 2016 года жалобы на органы власти и сетевые организации в сфере строительства рассматриваются антимонопольным органом по «ускоренной» процедуре - в течение 7 - 14 рабочих дней, в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Однако обжаловать действия органа власти по «ускоренной» процедуре сегодня можно лишь по двум основаниям: если он нарушил срок осуществления процедур из Исчерпывающего перечня* либо предъявил требование осуществить процедуру, не предусмотренную перечнем.
«В настоящее время, к примеру, в случае поступления обращения о незаконном отказе госоргана принять документы, закон вынуждает нас проводить многомесячные процедуры запросов, после которых возможно возбуждение дела, срок рассмотрения которого, в свою очередь, может затянуться вплоть до девяти месяцев. Такие сроки устранения нарушений могут быть губительны для бизнеса», - уточнил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
Законопроект, подготовленный ФАС, предлагает дополнить ст. 18.1 Закона о защите конкуренции новыми основаниями для обжалования действий органов власти в ФАС по ускоренной процедуре. Речь идет о незаконном отказе органом власти в приеме документов и заявлений, а также о предъявлении им к заявителю и его документам незаконных требований.
«Наша практика рассмотрения жалоб показывает, что отрасль крайне нуждается в расширении оснований для обжалования по «ускоренной» процедуре. На сегодняшний день документ прошел общественное обсуждение, согласование с федеральными органами исполнительной власти и направлен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации», - сообщил начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев.
Текст законопроекта доступен по ссылке: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/403657-7
Напоминаем, что редакция СП 62.13330 с изменением № 2 подлежит применению на добровольной основе, т.е. все положения СП носят рекомендательный характер для проектной организации.
На основании приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 мая 2017 года № 932 редакции актуализированных документов, в которые внесены изменения в 2016 – 2017 гг. могут применяться только на добровольной основе.
Внесенные изменения вступят в силу в качестве обязательных для применения только с момента вступления в силу постановления Правительства РФ о внесении этих изменений «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (письмо Минстроя России от 23.11.2016 № 39278-АС/08).
30 марта 2018 года в Москве состоялось заседание рабочей группы АСИ по мониторингу хода реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1144-р (далее – дорожная карта)
Председатель: Руководитель рабочей группы - Мироносецкий Сергей Николаевич
Повестка дня:
1. Вступительное слово Руководителя рабочей группы.
2. О ходе реализации пунктов 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 68, 69, 77, 79, 81, 82 и 83 дорожной карты. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры»;
Докладчик:ФАС России.
3. О ходе реализации пунктов 71, 72, 73 и 74 дорожной карты. Проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину»;
Докладчик:ФАС России.
20 марта 2018 г. в конференц-зале МособлЦНТИ (Филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ) состоялось очередное общее собрание Союза СРО «Гильдия проектировщиков».
Повестка дня отчетного общего собрания (утверждена на заседании Правления Союза СРО “Гильдия проектировщиков” протокол № 3 от 13.02.2018)
─ о выдвижении делегата на очередной съезд НОПРИЗ;
─ о целевом взносе в НОПРИЗ;
Все вопросы повестки дня были рассмотрены и приняты необходимые решения.