В связи с изданием приказа Ростехнадзора от 05.12.2022 г. № 424, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 18.01.2023 г.), с 28.01.2023 г. утрачивает силу приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».
Напоминаем, что с 01.09.2022 г. статья 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) действует в редакции Федерального закона от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 447-ФЗ).
В силу требований части 3 статьи 55.17 Кодекса (в редакции Федерального закона № 447-ФЗ) формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляется национальным объединением саморегулируемых организаций. Правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 г. № 945, вступившим в силу с 1 сентября 2022 года.
В новой редакции статья 55.17 Кодекса с 01.09.2022 г. не предусматривает обязанности саморегулируемых организаций по запросу заинтересованного лица предоставлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации.
19.12.2022 г. принят Федеральный закон № 542-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно положениям закона, до 31 декабря 2023 года средства компенсационных фондов, зачисленные на специальные банковские счета национальных объединений и не использованные для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам ее членов, возникшим в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо не востребованные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в случае, указанном в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в течение двух и более лет с даты их зачисления, допускается использовать для осуществления национальными объединениями функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
Перечень функций, на которые допускается расходование таких средств, порядок принятия решения об использовании этих денежных средств и порядок расчета допустимого объема использования будут определяться Минстроем России.
По решению и готовности застройщика или технического заказчика оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов теперь может осуществляться в форме экспертного сопровождения еще до захода на государственную экспертизу. Порядок экспертного сопровождения будет установлен Правительством Российской Федерации.
Соответствующая возможность закреплена в Градкодексе Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 541-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции». ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru и за исключением отдельных положений вступает в силу с момента официального опубликования.
Кроме прочего, данный Федеральный закон исключает из перечня особо опасных и технически сложных объектов использования атомной энергии, объекты, содержащие:
только радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, на объектах, радиационное воздействие от которых в случае аварии ограничивается помещениями, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения;
радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
Также он устанавливает необходимость ведения исполнительной документации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом отмечается, что исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной и рабочей документации, состав и порядок ведения которой подлежит установлению Минстроем России.
Кроме того, федеральный закон предусматривает создание «Единой информационной системы», в состав которой предполагается включить:
реестр документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства;
реестр требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса;
классификатор строительной информации;
сведения о выданных разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, сведения о технических планах объектов капитального строительства;
иные документы, сведения, материалы, которые необходимы для обеспечения градостроительной деятельности и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Курской областной Думой внесён законопроект № 168840-8 «О внесении изменений в часть 10 статьи 55-5.1 и статью 55-16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», .
Курские парламентарии выступили с двумя предложениями. Во-первых, внести изменения в статью 55.5-1 ГрК РФ, согласно которым работник при включении в Национальные реестры специалистов самостоятельно выбирает, пройти ли ему повышение квалификации или независимую оценку квалификации. А во-вторых, ввести первый дополнительный уровень ответственности членов саморегулируемых организаций в строительстве к ранее установленным.
Текст законопроекта
Текст заключения на законопроект
Министерство строительства и ЖКХ РФ продолжает в своих письмах отвечать на вопросы строителей и саморегуляторов о новом порядке формирования Национального реестра специалистов. Так, разъяснение были получены на вопросы о лицах, имеющих трудовой стаж не менее 10-ти лет, а также о сроках прохождения независимой оцени квалификации для специалистов, внесённых в НРС до конца 2022 года. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.
В письме с исходящим номером 17760-ОГ/02 от 31 августа 2022 года, которое подписала заместитель руководителя правового департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ Татьяна Бармина, указывается, что в целях снижения негативного влияния на развитие строительной отрасли санкций, введённых иностранными государствами, приказом Минстроя России от 30 июня 2022 года № 529/пр сроки прохождения независимой оценки квалификации перенесены на 12 месяцев. Само требование о прохождении НОК было введено пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с тем, указывают эксперты Минстроя, следует учитывать, что сведения о физическом лице включаются в соответствующий Национальный реестр специалистов при его соответствии одновременно всем минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, в том числе к общему трудовому стажу по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.
То есть, на физических лиц, у которых такой трудовой стаж составляет менее десяти лет, действие приказа № 529/пр не распространяется (пункт 3 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ).
У физических лиц, имеющих общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее десяти лет, сведения о которых будут включены в НРС в период с 1 сентября по 31 декабря 2022 года, обязанность пройти независимую оценку квалификации возникает через 12 месяцев с даты включения сведений о них в национальный реестр специалистов.
Ответы с соответствующими разъяснениями были направлены саморегуляторам, от которых исходил запрос. В финале содержится обычная для писем Министерства строительства и ЖКХ РФ приписка о том, что данные документы не являются правоустанавливающими, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Остаётся отметить, что изменения в порядке формирования НРС, вступившие в силу с 1 сентября сего года, вызвали большое количество вопросов со стороны специалистов СРО и строительных компаний. Так, например, согласно пункту 3 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, с упомянутой даты сведения о физическом лице включаются в Национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям: «3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее, чем десять лет ИЛИ не менее, чем пять лет при прохождении, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», независимой оценки квалификации».
То есть, формально это может означать, что при наличии общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее, чем десять лет (10 лет и более), для включения в НРС прохождение НОК не требуется.