По резонансному Постановлению Правительства №1314 Верховный Суд Российской Федерации определил, что по заявлению 12 Саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, (а это 5696 проектных организаций, т.е. более 150 000 специалистов-проектировщиков России) оспариванию подлежит только 5 пунктов «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – «Правила»), а с учетом письменных возражений Федеральной службы по тарифам, относительно требований заявителей, только 3 пункта, так как по остальным пунктам уже принято отрицательное решение при рассмотрении заявления Индивидуального предпринимателя Нетребина В.В. (дело № АКПИ14-534 от 23.06.2014) по этим же «Правилам».
Решение Верховного Суда РФ по этим 3 пунктам (п.4,п.38, п.87) оставить заявление без удовлетворения.
Официальное решенение Верховного Суда РФ .
Статья Масловой Н.П. по поводу решения Верховного Суда РФ: "Справедливость – это просто. Что восторжествовало – то и справедливость".
По резонансному Постановлению Правительства №1314 Верховный Суд Российской Федерации определил, что по заявлению 12 Саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, (а это 5696 проектных организаций, т.е. более 150 000 специалистов-проектировщиков России) оспариванию подлежит только 5 пунктов «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – «Правила»), а с учетом письменных возражений Федеральной службы по тарифам, относительно требований заявителей, только 3 пункта, так как по остальным пунктам уже принято отрицательное решение при рассмотрении заявления Индивидуального предпринимателя Нетребина В.В. (дело № АКПИ14-534 от 23.06.2014) по этим же «Правилам».
На это мы заявляем, что недопустимо давать оценку оспариваемым пунктам «Правил» каждому в отдельности. Рассматривать и оценивать их следует именно в совокупности, поскольку только в их нормативном единстве видна основная ошибка «Правил», заключающаяся во включении совершенно самостоятельной области деятельности – архитектурно-строительного проектирования и строительства, полностью регламентированных положениями Градостроительного кодекса, в «совокупность организационных и технических мероприятий по подключению», назвав при этом единственным исполнителем всего комплекса работ газораспределительную организацию.
Таким образом, все остальные проектные и строительные организации, имеющие Свидетельства о допуске к проектированию сетей газораспределения и газопотребления, выданные СРО, данными «Правилами» лишены возможности быть стороной договора в части их касающейся, а именно проектирования и строительства сетей газораспределения.
То есть данными «Правилами» их права, как хозяйствующих субъектов, ограничены, а сами «Правила» слишком расширено толкуют понятие «подключение (технологическое присоединение)», поскольку право, данное пунктами 8 и 10 статьи 48 ГК РФ, явно не накладывает на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанность по проектированию и строительству. Этот вид работы прямо предусмотрен гл. 6 ГК РФ (ст. 48 п. 4, п. 5), где указано: «Виды работ по подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими Свидетельства о допуске к таким видам работ», «Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации может являться застройщик, либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком, на основании договора, физическое или юридическое лицо».
В письменных возражениях Федеральной службы по тарифам указывается (стр. 4), что «аналогичный порядок подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения действует в отношении других инфраструктур». Это утверждение неверно, поскольку пункт 2 действующих «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 с изменениями и дополнениями от 16.07.2009 г., 27.11.2010 г., 16.04.2012 г., 29.07.2013 г., 30.12.2013 г. предусматривает: «По договору о подключении лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению», а «организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения», что явно не корреспондируется с положениями «Правил».
Кроме того, этими же Правилами, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства от 27.11.2010 г. № 940 в пункте 6, указывается, что «Для заключения договора о подключении, заказчик направляет заявку в адрес исполнителя, осуществляющего эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, который выдал технические условия». Никакой речи о заключении договора о подключении без выдачи технических условий не идет. Поэтому и опротестовывается Положение, указанное в пункте 4 главы 1 «Правил», которое напрямую привязывает заказчика к единственному исполнителю – газораспределительной организации и препятствуют доступу на товарный рынок иных проектных и строительных организаций.
С момента вступления «Правил» в силу (1 марта 2014 года) у газораспределительных организаций появилась возможность выполнять весь комплекс работ по газификации поселений собственными силами или с привлечением узкого круга проектных и строительных организаций, которых они допустят к этим видам работ.
Для заявителя право, указанное в п. 4, гл. 1, превратилось в обязанность сначала заключить договор о подключении с газораспределительной организацией, и лишь затем, в качестве приложения к договору, получить технические условия. Безусловно, исполнитель будет один – газораспределительная организация, так как ни один заказчик не захочет дробить проектирование и строительство газопровода к своему объекту на 2 части (до границы земельного участка и внутри него), это и дороже, и дольше по срокам. Вот таким добровольно-принудительным методом граждане и юридические лица лишаются права быть свободными в выборе подрядчика (прямое противоречие статье 421 Гражданского кодекса РФ).
Если говорить об оспаривании пункта 87 «Правил», то он действительно требует отмены, поскольку не читаем (не понятен) без определения терминов, что такое «технические параметры проекта газоснабжения» и «предварительные технические параметры проекта газоснабжения». Этих определений нет в указанных «Правилах» и ни в одном правовом или нормативно-техническом документе, регламентирующем деятельность в области проектирования и строительства газораспределительных систем. Так же нечитаемыми являются пункт 29 гл. II, пункты 85, 91 гл. III, пункты 26, 22 гл. VI.2 в связи с тем, что изложены некорректно и применяемые в них термины «сеть газораспределения», «газопровод-ввод» не определены для целей настоящих «Правил» и не соответствуют определениям понятий в области газораспределительных систем, рекомендованным для применения во всех видах документов в соответствии с ГОСТ Р 53865-2010г. «Системы газораспределительные. Термины и определения» (Под техническими параметрами могут иметься ввиду и расход газа (пропускная способность), давление и материал труб, толщина стенок труб, прочность газопроводов, их длина, диаметр и мощность газопотребляющего оборудования и др.)
Что касается строгого соответствия «Правил» федеральному закону «О газоснабжении», о чем указано на стр. 7 письменных возражений Федеральной службы по тарифам России, то в статье 7, закон устанавливает, что «организация – собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием». Однако закон не наделяет такую организацию исключительным правом на выполнение организационно-технических мероприятий по подключению, тем более на осуществление деятельности в области архитектурно-строительного проектирования и строительства, в том числе проектирование сетей газораспределения, которое, как уже говорилось ранее, законодательно определено Градостроительным кодексом, главой 6 «Архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства» ст. 48, п. 12, п.п. 5.
Это подтверждается также Федеральными нормами и правилами «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (зарегистрированы в Минюсте России 31.12.2013 № 30929), вступившими в действие 27.07.2014 г. (ч.2 ст. 9), которые кроме требований, предусмотренных Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и другими федеральными законами регламентируют и иные требования к газораспределительной организации, а именно: эксплуатационные организации должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт сетей, обеспечивающих содержание сетей в исправном и безопасном состоянии, аварийно-диспечерское обеспечение, проведение технического диагностирования и другие вопросы эксплуатации. Эксплуатация начинается с момента врезки и пуска газа, поэтому логично, что их выполнение осуществляется только владельцем сетей, а проектирование и строительство как отдельные самостоятельные виды деятельности не могут быть включены в совокупность мероприятий по подключению.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» прямо запрещает федеральным органам исполнительной власти, иным указанным в этой правовой норме органам и организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.
Из приведенных законоположений следует, что права хозяйствующего субъекта на осуществление какого-либо вида деятельности могут быть ограничены исключительно на основании федерального закона либо в предусмотренных федеральным законом случаях.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов не запрещают иным организациям, не являющимся газораспределительными, заниматься проектированием и строительством сетей газораспределения и газопотребления. Введенные Правительством Российской Федерации с превышением своих полномочий ограничения приводят к полной монополизации на данном рынке услуг, а также к закрытию отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на этом рынке, препятствуют их дальнейшей деятельности по осуществлению, на основании договоров с гражданами и юридическими лицами, проектирования и строительства сетей газораспределения и газопотребления.
Постановление Правительства Российской Федерации не является законодательным актом и не может противоречить указанным федеральным законам независимо от того, в каких целях оно принято.